Что такое рефакторинг кода
Определение
Цели и задачи
Когда следует применять
Методы и принципы рефакторинга
Принципы рефакторинга
Инструменты
IDE
Линтеры и анализаторы кода
Инструменты для архитектуры
Test-Driven Development
Преимущества рефакторинга
Заключение
В коммерческом программировании качеством часто пренебрегают ради соблюдения дедлайна. Чем больше накапливается наспех сделанного кода, тем больше проблем с ним может возникнуть. С каждым разом разбираться в ошибках сложнее. Прогнозы сроков задач становятся менее точными, софт медленнее работает и чаще ломается. Чтобы избежать этого, нужен рефакторинг кода.
Определение
Рефакторинг (англ. refactoring) — доработка внутренней структуры программы для лучшего понимания ее работы. Этот процесс не подразумевает изменений в наблюдаемом поведении программы, не исправляет ошибки и не добавляет новый функционал.
Выполнять рефактор стоит последовательностью небольших преобразований: так проще тестировать. Если исходная и доработанная версия проявляют себя одинаково, то все хорошо. Совокупность таких улучшений может привести к существенному изменению структуры и логики программы, а также согласованности, четкости и лаконичности.
Слово «рефактор» часто ассоциируют с оптимизацией. Но задача первого — повысить удобочитаемость, а второго — повысить скорость работы программы. Кроме того, оптимизация алгоритмов часто усложняет их восприятие, в отличие от рефакторинга.
Цели и задачи
В первую очередь его проводят для снижения технического долга. Это накопленные проблемы и недостатки в коде, которые могут усложнять разработку и поддержку продукта. Он возникает, когда разработчики жертвуют качеством ради скорости. Рефакторинг программного кода помогает предотвращать накопление технического долга и обеспечивать долгосрочную устойчивость проекта.
Снижение технического долга способствует улучшению качества кода. Это достигается за счет применения лучших практик программирования, использования шаблонов проектирования и соблюдения принципов чистого кода. В свою очередь, повышение качества увеличивает читабельность, что упрощает доработку и поддержку ПО.
Когда следует применять
Рефакторить нужно постоянно. Это позволит не накапливать технический долг и не затягивать с выполнением задач. Но заказчик обычно платит не за «причесывание» кода, а за результат. Следовательно, если в какой-то момент рефакторинг займет слишком много времени, это может плохо сказаться на производительности команды. Вот в каких случаях без него не обойтись:
- код стал трудным для понимания и поддержки;
- изменились требования к проекту;
- сложности с тестированием ПО;
- нет шаблона проектирования или он не соблюдался;
- нет единообразия инструментов в разработке;
- планируется добавление нового функционала;
- планируется релиз или крупное обновление.
Рефакторить нужно и в случае, когда код имеет явные проблемы:
- дублирующиеся фрагменты;
- лишние временные переменные;
- плохие названия элементов кода;
- есть неиспользуемые части;
- длинные методы или классы;
- избыточные комментарии;
- ненужные библиотеки;
- «жадные» функции;
- несгруппированные данные.
Методы и принципы рекфакторинга
1. Изменение сигнатуры метода (англ. Change Method Signature).
Смена имени, параметров и типа возвращаемого значения, чтобы лучше отражать функциональность метода. Для этого также нужно обновить все его вызовы.
2. Инкапсуляция поля (англ. Encapsulate Field).
Поле делается приватным, а для обращения к нему создается отдельный метод. Все обращения к полю заменяются геттерами и сеттерами.
3. Выделение класса (англ. Extract Class).
Класс разделяется на несколько меньших классов, чтобы уменьшить его сложность. Также обновляются связи между классами.
4. Выделение интерфейса (англ. Extract Interface).
Общие методы и свойства классов выделяются в интерфейс для обеспечения единообразия и упрощения взаимодействия с ними.
5. Выделение локальной переменной (англ. Extract Local Variable).
Часть выражения переносится в отдельную переменную для улучшения читаемости и уменьшения дублирования.
6. Выделение метода (англ. Extract Method). Повторяющийся фрагмент кода оформляется как отдельный метод, который затем вызывается в
нужных местах. 7. Генерализация типа (англ. Generalize Type).
Замена конкретного типа (например, enum) на более общий для улучшения гибкости и повторного использования кода.
8. Встраивание (англ. Inline). Замена вызова его содержимым для уменьшения сложности и сокращения числа вызовов.
9. Подъем и спуск метода (англ. Pull Up Method и англ. Push Down Method).
Перемещение общего метода из нескольких подклассов в суперкласс для устранения дублирования. То есть вызовы в подклассах заменяются вызовом из суперкласса. Подъем то же самое, но наоборот. Это позволяет улучшить связность классов, разместив метод там, где его ожидают увидеть, и уменьшить зависимость между суперклассом и подклассами.
10. Перемещение метода (англ. Move Method). Его переносят в другой класс, если он больше с ним связан.
11. Замена условного оператора полиморфизмом (англ. Replace Conditional with Polymorphism).
Создается альтернатива сложным условным операторам, основанным на типе, в виде полиморфизма. Простой пример: вместо длинной цепочки if-else для определения типа фигуры и расчета ее площади можно создать подклассы для каждого типа фигуры (круг, квадрат, треугольник) и использовать полиморфизм для вызова соответствующего способа расчета площади.
12. Замена наследования делегированием (англ. Replace Inheritance with Delegation).
Если подкласс использует только часть функциональности суперкласса, то наследование может быть избыточным, и вместо него лучше использовать делегирование.
13. Замена кода типа подклассами (англ. Replace Type Code with Subclasses). Для каждого значения закодированного типа создается отдельный подкласс, который реализует свою
версию методов, а вызывающий код использует полиморфизм для вызова правильной версии метода. 14. Введение фабрики (англ. Introduce Factory).
Фабрика отделяет производство продуктов (объектов) от всего остального, что эти продукты использует. Фабричный метод объявляется в суперклассе, а подклассы реализуют его по-своему, позволяя изменять тип создаваемых объектов.
Принципы рефакторинга:
- каждый шаг должен делать ровно одну понятную вещь;
- изменения должны быть единообразными;
- рефактор должен быть прозрачным и понятным для других разработчиков;
- доработки проводятся небольшими порциями и каждый раз тестируются;
- сохранение функциональности без нарушения работоспособности.
Инструменты
Вручную отрефакторить код, соблюдая все принципы и методы, достаточно сложно, и потому существует много вспомогательных инструментов.
IDE
Integrated Development Environment — интегрированная среда разработки. Современные IDE имеют встроенные инструменты для рефакторинга. Например:
- IntelliJ IDEA, Eclipse, Visual Studio предлагают варианты переименования, извлечения и встраивания, автоматически обновляют ссылки;
- PyCharm предлагает методы рефакторинга, созданные специально под Python, например, извлечение константы, параметра или суперкласса;
- GIGA IDE позволяет задать критерии качества кода и отслеживать соответствие им на всех этапах разработки с помощью ИИ-ассистента;
- ReSharper для Visual Studio расширяет возможности IDE для C# и других .NET-языков.
Эти инструменты позволяют быстро применять различные техники рефакторинга, автоматически обновляя все ссылки на изменяемые элементы.
Линтеры и анализаторы кода
Линтеры и статические анализаторы помогают выявлять проблемные участки и приводить их в порядок. Например:
- ESLint для JavaScript и TypeScript;
- Pylint и Flake8 для Python;
- SonarLint для Java, C#, JavaScript и других языков.
Они проверяют соответствие стандартам оформления, выявляют дублирование, сложные условия и другие признаки необходимости рефакторинга.
Инструменты для архитектуры
Для рефакторинга архитектуры программных систем используют инструменты визуального моделирования, такие как PlantUML и Structurizr. Они помогают создавать и анализировать диаграммы компонентов и развертывания, выявляя архитектурные проблемы.
Test-Driven Development
TDD (англ. Test-Driven Development — разработка через тестирование) — методика создания программного обеспечения, которая заключается в написании тестов до самого кода. Она включает в себя три основных этапа:
- Write a Test (написание теста) — сначала пишется тест, который описывает ожидаемое поведение фрагмента программы.
- Write the Code (написание кода) — затем создается минимальный код, который позволит пройти тест.
- Refactor (рефактор) — в конце улучшается структура и читаемость без изменений функциональности.
Такой подход помогает заранее определить требования, упростить рефакторинг и сделать алгоритм более надежным. Также тесты могут служить «живыми» спецификациями — не только описывать, как алгоритм должен работать, но и проверять его. Пример использования:
- Создается тест, который проверяет, что метод calculateSum возвращает сумму двух чисел.
- Тест не проходит, так как calculateSum еще не реализован.
- Пишется минимальный код для прохождения теста.
- Разработчик рефакторит код.
- Повторно проводится тест, чтобы гарантировать, что рефакторинг не нарушил функциональность.
Преимущества рефакторинга
- Повышение качества кода. Рефакторинг устраняет избыточность, упрощает сложные структуры и обеспечивает согласованность стиля. Это делает код более читаемым, понятным, его становится проще поддерживать.
- Упрощение дальнейших доработок. Хорошо структурированный и читаемый алгоритм легче модифицировать и расширить за счет новых функций. Это ускоряет разработку и снижает риски.
- Предотвращение технического долга. Регулярный рефакторинг не позволяет накапливаться техническому долгу. Это обеспечивает долгосрочную устойчивость проекта.
- Облегчение командной разработки. Чистый и понятный код позволяет быстрее вникнуть в принцип работы той или иной части программы и, следовательно, проще обнаруживать ошибки и вносить правки. Это повышает эффективность работы команды.
- Улучшение читабельности. Например, переименование переменных и методов улучшает читаемость. Это облегчает понимание и поддержку программы.
Заключение
Регулярный рефакторинг — не просто «причесывание» кода. Это вклад в будущее проекта и упрощение работы всей команды разработчиков. Такая практика позволяет поддерживать чистоту, читаемость и актуальность кода, помогает предотвратить срыв дедлайнов и держать качество разработок на высоком уровне. Поэтому она применяется повсеместно. Сейчас это — неотъемлемая часть коммерческого программирования.