Agile — методология гибкого управления проектами: что это такое и как работает
Постоянные изменения стали нормой в современном мире, в котором гибкость процессов теперь определяет способность бизнеса оставаться на плаву. Тем более, в управлении проектами, где ожидания заказчиков и потребителей постоянно меняются. Но можно ли подобрать универсальный стандарт работы, который учитывает даже будущие изменения и особенности разных отраслей? Наиболее близок к этому метод Agile, принципы которого мы разберем в этой статье.

Что такое Agile
Agile — это гибкая методология управления проектами, которая строится не на четких правилах, а на ценностях и принципах. Его смысл состоит в удовлетворении потребностей заказчика, быстрой адаптации к изменениям, активному общению, минимизации лишней работы и в поддержании хорошего темпа разработки. Достигается это с помощью постоянной обратной связи, поэтапности, непрерывного развития и сотрудничества как внутри команды, так и вовне. К основным преимуществам методологии Аgile относятся:
- Возможность компаний быстро адаптироваться к изменениям в требованиях, технологиях и рыночных условиях.
- Регулярное общение и обратная связь, которые помогают лучше координировать процессы и понимать конечные цели.
- Постоянное тестирование и оценка на каждом этапе разработки, которые поднимают общее качество результата.
- Постановка клиента на первое место, что помогает ему получить именно то, что он хотел.
Работа команды делится на отрезки времени, за которые выполняется один этап разработки. Создается часть продукта, пригодная к показу и согласованию с заказчиком. Эти отрезки времени принято называть спринтами, от англ. sprint — забег, или итерациями, от англ. iteration — повтор. Согласование результатов с клиентом на каждом шаге помогает сглаживать все разногласия в процессе работы, а не в конце проекта, и быстро вносить правки. Также это помогает клиенту не сомневаться в том, что разработка будет завершена вовремя.
Agile-манифест
В современном виде методика появилась в феврале 2001 года на горнолыжном курорте штата Юта в США. Там собрались 17 представителей разных методов разработки ПО, задачей которых было найти точки соприкосновения и выработать общий стандарт для отрасли. Так появился манифест, состоящий из четырех ценностей и двенадцати принципов.
После утверждения манифеста участники встречи создали Agile Alliance, организацию, которая активно проводит конференции и развивает профсообщества по всей планете. Это помогло созданной ими методологии выйти за рамки разработки ПО и охватить другие отрасли.
Ценности
- Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.
- Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.
- Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта.
- Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.
Принципы
- «Наивысшим приоритетом для нас является удовлетворение клиента, благодаря регулярной и ранней поставке ценного программного обеспечения».
- «Изменение требований приветствуется даже на поздних стадиях разработки. Гибкие процессы позволяют использовать изменения для обеспечения конкурентного преимущества заказчика».
- «Работающий продукт следует выпускать как можно чаще — с периодичностью от двух недель до двух месяцев».
- «В процессе создания разработчики и бизнес должны ежедневно работать вместе».
- «Над проектом должны работать мотивированные профессионалы. Чтобы работа была сделана, создайте им условия, обеспечьте поддержку и полностью доверяйте».
Меньше микроконтроля, больше свободы и доверия — тогда можно ждать хороший результат.
- «Обычное общение — наиболее практичный способ обмена информацией как с самой командой, так и внутри команды».
Доносить информацию сообщениями может быть неэффективно, особенно внутри еще не состоявшихся команд или с новыми клиентами. И в отличие от времен создания манифеста у нас есть Zoom, Google Meets и Microsoft Teams.
- «Работающий продукт — основной показатель прогресса».
- «Инвесторы, разработчики и пользователи должны иметь возможность поддерживать текущий темп. Методология помогает наладить такой устойчивый процесс разработки».
Мотивация и бурный прогресс, которые часто сопровождают команду в начале, редко длятся до самого конца. Agile направлен на то, чтобы сохранять эти качества до финального результата.
- «Постоянное внимание к техническому совершенству и качеству проектирования повышает гибкость проекта».
Новый вызов — это новые улучшения и инновации, а не повтор одних и тех же действий.
- «Простота как искусство сократить до минимума лишнюю работу крайне необходима».
Гибкость методологии достигается через минимизацию работы, не влияющей на результат. Это касается работы сверх требований, лишнего внимания к малозначимым вещам и бюрократии.
- «Лучшие требования, архитектурные и технические решения рождаются у самостоятельных команд».
- «Команда должна систематически анализировать возможные способы улучшения эффективности и, соответственно, корректировать стиль своей работы».
Виды Agile-методологий
Поскольку манифест — это не инструкция к внедрению и действию, заложенные в него правила и принципы могут реализовываться по-разному. Вот несколько ключевых подходов Agile:
- Scrum — подход, ориентированный на управление проектом через серию фиксированных циклов — спринтов.
- Kanban — метод, фокусирующийся на непрерывном обмене информацией и визуальном управлении рабочим процессом.
- Extreme Programming — подход, акцентирующий внимание на технической стороне разработки, высоком уровне вовлеченности клиента и принятии изменений.
- Lean — метод, основанный на принципах постоянной оптимизации процессов и максимизации ценности для клиента.
Отличия Agile-подходов состоят в способах реализации и интерпретации манифеста — они делают акцент на разных его аспектах. Самые популярные варианты — Scrum и Kanban, которые часто используют вместе.
Гибкое управление проектом по Scrum
Scrum подразумевает регулярные спринты длительностью от одной до четырех недель, в ходе которых команда работает над заранее определенным объемом задач. Такие промежутки позволяют разработчикам не терять концентрацию и сократить время между новыми версиями продукта. Основные роли в команде:
- Product Owner — владелец продукта, определяет требования к продукту, его общее видение и приоритетные задачи.
- Scrum Master — скрам-мастер, обеспечивает соблюдение методологии, мотивирует коллег, помогает решать проблемы, не связанные напрямую с разработкой.
- Scrum Team — скрам-команда, или команда реализации.
В рамках Scrum проводятся регулярные встречи, которые называют стендапами или синками. На них каждый член команды демонстрирует проделанную работу и делится мыслями. Проводятся дискуссии и планирование. На встречах обычно присутствует Scrum-мастер, который регулирует ход обсуждения.
Также Scrum часто подразумевает использование цифровой доски задач — Kanban, предназначенной для визуализации объема работы, и продуктовый бэклог — список задач, оставленных на следующие итерации работы. Каждый спринт включает в себя планирование, разработку, тестирование и демонстрацию результатов. Оптимальный размер команды для этой методологии — от трех до десяти человек, включая владельца продукта и Scrum-мастера.
Этапы работы по Scrum:
- Планирование — постановка задач, которые необходимо выполнить в течение спринта.
- Стендапы — короткие встречи для обсуждения текущего прогресса и планирования работы на следующий день.
- Обзор спринта — демонстрация достигнутых результатов заказчику продукта или его представителю.
- Ретроспектива — анализ прошедшего спринта и планирование улучшений на будущее.
Гибкое управление проектом по Kanban
Основная идея Kanban заключается в визуализации рабочего процесса, его разделении на этапы и отслеживании задач на цифровой доске. Каждая задача представлена карточкой и перемещается по колонкам, отражающим стадии готовности задач: «К работе», «В работе» и «Готово».
Канбан-доска позволяет членам команды видеть прогресс и список задач своих коллег, переназначать задачи, менять их статус и так далее. Это улучшает прозрачность процессов, продуктивность команды, поскольку сокращается время на коммуникацию, и в каком-то смысле повышает коллективную ответственность.
Этапы работы по Kanban:
- Визуализация работы — создание доски Kanban с колонками, отображающими текущие стадии задач.
- Ограничение незавершенной работы — установление лимитов на количество задач в каждой колонке.
- Управление потоком — наблюдение и оптимизация перемещения задач по доске.
- Постоянное улучшение — непрерывный анализ и улучшение рабочего процесса.
Отличие Agile от других методологий
Каскадная модель
До появления Agile традиционным подходом управления считалась каскадная модель, или Waterfall — «Водопад». В ней процесс четко разделен на этапы, и переход к следующему шагу возможен только после завершения предыдущего. Каскадная модель не подразумевает возврат на предыдущую стадию. В исходной версии водопада этапы и их порядок выглядели так:
- Анализ требований — определение и фиксация требований к будущему продукту.
- Проектирование — разработка архитектуры и дизайна системы на основе собранных требований.
- Реализация — написание кода, верстка и настройка продукта.
- Тестирование — проверка работы и качества продукта.
- Внедрение — развертывание, ввод системы в эксплуатацию.
- Сопровождение — техническая поддержка и обновления системы.
Эта модель отлично себя показывает, когда требования по проекту заранее известны и доступны все специалисты нужной квалификации. Благодаря жесткости модели разработка проходит быстро; стоимость, срок и план заранее определены. Однако вносить изменения при таком подходе чаще всего будет дорого и станет возможным только в конце.
Недостатки каскадной модели:
- отсутствие гибкости, сложность внесения изменений на поздних стадиях работы;
- риск неверной оценки требований на начальном этапе;
- невозможность демонстрации промежуточных результатов заказчику.
Таким образом, каскадная модель предполагает линейный и поэтапный подход, в то время как методология Agile обеспечивает адаптивность, скорость и прозрачность в работе. Это позволяет команде быстрее реагировать на изменения рынка и требований клиента.
Инкрементная модель
От лат. incrementum — рост, увеличение. Это подход, при котором разработка происходит поэтапным добавлением новых функций. Каждая итерация включает в себя все шаги разработки: планирование, проектирование, реализацию и тестирование. Инкрементная модель также позволяет вносить изменения в требования между итерациями и обеспечивать гибкость в процессе разработки. Принципы инкрементной модели:
- разработка ведется поэтапно, с постепенным наращиванием функциональности;
- каждый инкремент представляет собой законченный и рабочий продукт;
- новые возможности добавляются в каждом последующем инкременте;
- тестирование и интеграция происходят параллельно с разработкой каждого инкремента.
Преимущества инкрементной модели:
- возможность быстрой доставки первых версий продукта клиенту;
- гибкое реагирование на изменения требований;
- равномерное распределение рисков на протяжении всего проекта;
- возможность получения ранней обратной связи от заказчика.
Во многом преимущества Agile и инкрементной модели схожи, но первая выигрывает по скорости, гибкости и простоте контроля за процессом. Она предполагает минимум излишеств и максимум адаптивности. Однако определить конечную стоимость проще для инкрементной модели, потому что меньшее число переменных может изменяться в ходе работы.
Сферы применения Agile
Гибкость и адаптивность востребованы далеко не только в ИТ. Примеры применения в других отраслях:
- Маркетинг: используется для управления рекламными кампаниями, репутацией, для тестирования и внедрения новых решений. Agile помогает оперативно реагировать на меняющиеся тренды и новостной контекст, оптимизировать рекламные бюджеты, а прозрачность процессов улучшает взаимодействие с другими командами.
- Строительство: помогает командам лучше справляться с часто меняющимися условиями и требованиями, делает взаимодействие между подрядчиками, заказчиками и поставщиками более гладким.
- Образование: нужен для разработки и реализации учебных программ, для внесения изменений на основе обратной связи обучающихся, для организации командных студенческих работ.
- Производство: помогает компаниям управлять созданием новых товаров, оптимизацией поставок, улучшением координации между отделами и поставщиками.
- Здравоохранение: помогает с внедрением новых технологий, реорганизацией процессов, медицинскими исследованиями и разработкой клинических путей.
Заключение
В конечном счете Agile не просто методология; это менталитет, который поддерживает инновации, приветствует изменения и стремится к постоянному улучшению процессов и продуктов. Применение Agile может изменить подход к управлению в любой отрасли, создавая более прозрачную и клиентоориентированную культуру. Однако это не универсальный молоток, а скорее скальпель, который подойдет не каждой команде и проекту.