Включите исполнение JavaScript в браузере, чтобы запустить приложение.

Agile — методология гибкого управления проектами: что это такое и как работает

17 сен 2024
В статье мы простыми словами расскажем, что такое Agile-методология и гибкое управление проектами. Манифест Agile и основные принципы, виды методологий Agile и сферы применения. Разберём этапы управления проектами по Scrum и Kanban — в блоге Gitverse.ru

Agile — методология гибкого управления проектами: что это такое и как работает

Постоянные изменения стали нормой в современном мире, в котором гибкость процессов теперь определяет способность бизнеса оставаться на плаву. Тем более, в управлении проектами, где ожидания заказчиков и потребителей постоянно меняются. Но можно ли подобрать универсальный стандарт работы, который учитывает даже будущие изменения и особенности разных отраслей? Наиболее близок к этому метод Agile, принципы которого мы разберем в этой статье.

https://gv01-blog-obs01.obs.ru-moscow-1.hc.sbercloud.ru/image6313741c88354ac31d575fab688895bddc3583e3.png

Что такое Agile

Agile — это гибкая методология управления проектами, которая строится не на четких правилах, а на ценностях и принципах. Его смысл состоит в удовлетворении потребностей заказчика, быстрой адаптации к изменениям, активному общению, минимизации лишней работы и в поддержании хорошего темпа разработки. Достигается это с помощью постоянной обратной связи, поэтапности, непрерывного развития и сотрудничества как внутри команды, так и вовне. К основным преимуществам методологии Аgile относятся:

  • Возможность компаний быстро адаптироваться к изменениям в требованиях, технологиях и рыночных условиях.
  • Регулярное общение и обратная связь, которые помогают лучше координировать процессы и понимать конечные цели.
  • Постоянное тестирование и оценка на каждом этапе разработки, которые поднимают общее качество результата.
  • Постановка клиента на первое место, что помогает ему получить именно то, что он хотел.

Работа команды делится на отрезки времени, за которые выполняется один этап разработки. Создается часть продукта, пригодная к показу и согласованию с заказчиком. Эти отрезки времени принято называть спринтами, от англ. sprint — забег, или итерациями, от англ. iteration — повтор. Согласование результатов с клиентом на каждом шаге помогает сглаживать все разногласия в процессе работы, а не в конце проекта, и быстро вносить правки. Также это помогает клиенту не сомневаться в том, что разработка будет завершена вовремя.

Agile-манифест

В современном виде методика появилась в феврале 2001 года на горнолыжном курорте штата Юта в США. Там собрались 17 представителей разных методов разработки ПО, задачей которых было найти точки соприкосновения и выработать общий стандарт для отрасли. Так появился манифест, состоящий из четырех ценностей и двенадцати принципов.

После утверждения манифеста участники встречи создали Agile Alliance, организацию, которая активно проводит конференции и развивает профсообщества по всей планете. Это помогло созданной ими методологии выйти за рамки разработки ПО и охватить другие отрасли.

Ценности

  1. Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.
  2. Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.
  3. Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта.
  4. Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.

Принципы

  1. «Наивысшим приоритетом для нас является удовлетворение клиента, благодаря регулярной и ранней поставке ценного программного обеспечения».
  2. «Изменение требований приветствуется даже на поздних стадиях разработки. Гибкие процессы позволяют использовать изменения для обеспечения конкурентного преимущества заказчика».
  3. «Работающий продукт следует выпускать как можно чаще — с периодичностью от двух недель до двух месяцев».
  4. «В процессе создания разработчики и бизнес должны ежедневно работать вместе».
  5. «Над проектом должны работать мотивированные профессионалы. Чтобы работа была сделана, создайте им условия, обеспечьте поддержку и полностью доверяйте».

Меньше микроконтроля, больше свободы и доверия — тогда можно ждать хороший результат.

  1. «Обычное общение — наиболее практичный способ обмена информацией как с самой командой, так и внутри команды».

Доносить информацию сообщениями может быть неэффективно, особенно внутри еще не состоявшихся команд или с новыми клиентами. И в отличие от времен создания манифеста у нас есть Zoom, Google Meets и Microsoft Teams.

  1. «Работающий продукт — основной показатель прогресса».
  2. «Инвесторы, разработчики и пользователи должны иметь возможность поддерживать текущий темп. Методология помогает наладить такой устойчивый процесс разработки».

Мотивация и бурный прогресс, которые часто сопровождают команду в начале, редко длятся до самого конца. Agile направлен на то, чтобы сохранять эти качества до финального результата.

  1. «Постоянное внимание к техническому совершенству и качеству проектирования повышает гибкость проекта».

Новый вызов — это новые улучшения и инновации, а не повтор одних и тех же действий.

  1. «Простота как искусство сократить до минимума лишнюю работу крайне необходима».

Гибкость методологии достигается через минимизацию работы, не влияющей на результат. Это касается работы сверх требований, лишнего внимания к малозначимым вещам и бюрократии.

  1. «Лучшие требования, архитектурные и технические решения рождаются у самостоятельных команд».
  2. «Команда должна систематически анализировать возможные способы улучшения эффективности и, соответственно, корректировать стиль своей работы».

Виды Agile-методологий

Поскольку манифест — это не инструкция к внедрению и действию, заложенные в него правила и принципы могут реализовываться по-разному. Вот несколько ключевых подходов Agile:

  • Scrum — подход, ориентированный на управление проектом через серию фиксированных циклов — спринтов.
  • Kanban — метод, фокусирующийся на непрерывном обмене информацией и визуальном управлении рабочим процессом.
  • Extreme Programming — подход, акцентирующий внимание на технической стороне разработки, высоком уровне вовлеченности клиента и принятии изменений.
  • Lean — метод, основанный на принципах постоянной оптимизации процессов и максимизации ценности для клиента.

Отличия Agile-подходов состоят в способах реализации и интерпретации манифеста — они делают акцент на разных его аспектах. Самые популярные варианты — Scrum и Kanban, которые часто используют вместе.

Гибкое управление проектом по Scrum

Scrum подразумевает регулярные спринты длительностью от одной до четырех недель, в ходе которых команда работает над заранее определенным объемом задач. Такие промежутки позволяют разработчикам не терять концентрацию и сократить время между новыми версиями продукта. Основные роли в команде:

  • Product Owner — владелец продукта, определяет требования к продукту, его общее видение и приоритетные задачи.
  • Scrum Master — скрам-мастер, обеспечивает соблюдение методологии, мотивирует коллег, помогает решать проблемы, не связанные напрямую с разработкой.
  • Scrum Team — скрам-команда, или команда реализации.

В рамках Scrum проводятся регулярные встречи, которые называют стендапами или синками. На них каждый член команды демонстрирует проделанную работу и делится мыслями. Проводятся дискуссии и планирование. На встречах обычно присутствует Scrum-мастер, который регулирует ход обсуждения.

Также Scrum часто подразумевает использование цифровой доски задач — Kanban, предназначенной для визуализации объема работы, и продуктовый бэклог — список задач, оставленных на следующие итерации работы. Каждый спринт включает в себя планирование, разработку, тестирование и демонстрацию результатов. Оптимальный размер команды для этой методологии — от трех до десяти человек, включая владельца продукта и Scrum-мастера.

Этапы работы по Scrum:

  1. Планирование — постановка задач, которые необходимо выполнить в течение спринта.
  2. Стендапы — короткие встречи для обсуждения текущего прогресса и планирования работы на следующий день.
  3. Обзор спринта — демонстрация достигнутых результатов заказчику продукта или его представителю.
  4. Ретроспектива — анализ прошедшего спринта и планирование улучшений на будущее.

Гибкое управление проектом по Kanban

Основная идея Kanban заключается в визуализации рабочего процесса, его разделении на этапы и отслеживании задач на цифровой доске. Каждая задача представлена карточкой и перемещается по колонкам, отражающим стадии готовности задач: «К работе», «В работе» и «Готово».

Канбан-доска позволяет членам команды видеть прогресс и список задач своих коллег, переназначать задачи, менять их статус и так далее. Это улучшает прозрачность процессов, продуктивность команды, поскольку сокращается время на коммуникацию, и в каком-то смысле повышает коллективную ответственность.

Этапы работы по Kanban:

  1. Визуализация работы — создание доски Kanban с колонками, отображающими текущие стадии задач.
  2. Ограничение незавершенной работы — установление лимитов на количество задач в каждой колонке.
  3. Управление потоком — наблюдение и оптимизация перемещения задач по доске.
  4. Постоянное улучшение — непрерывный анализ и улучшение рабочего процесса.

Отличие Agile от других методологий

Каскадная модель

До появления Agile традиционным подходом управления считалась каскадная модель, или Waterfall — «Водопад». В ней процесс четко разделен на этапы, и переход к следующему шагу возможен только после завершения предыдущего. Каскадная модель не подразумевает возврат на предыдущую стадию. В исходной версии водопада этапы и их порядок выглядели так:

  1. Анализ требований — определение и фиксация требований к будущему продукту.
  2. Проектирование — разработка архитектуры и дизайна системы на основе собранных требований.
  3. Реализация — написание кода, верстка и настройка продукта.
  4. Тестирование — проверка работы и качества продукта.
  5. Внедрение — развертывание, ввод системы в эксплуатацию.
  6. Сопровождение — техническая поддержка и обновления системы.

Эта модель отлично себя показывает, когда требования по проекту заранее известны и доступны все специалисты нужной квалификации. Благодаря жесткости модели разработка проходит быстро; стоимость, срок и план заранее определены. Однако вносить изменения при таком подходе чаще всего будет дорого и станет возможным только в конце.

Недостатки каскадной модели:

  • отсутствие гибкости, сложность внесения изменений на поздних стадиях работы;
  • риск неверной оценки требований на начальном этапе;
  • невозможность демонстрации промежуточных результатов заказчику.

Таким образом, каскадная модель предполагает линейный и поэтапный подход, в то время как методология Agile обеспечивает адаптивность, скорость и прозрачность в работе. Это позволяет команде быстрее реагировать на изменения рынка и требований клиента.

Инкрементная модель

От лат. incrementum — рост, увеличение. Это подход, при котором разработка происходит поэтапным добавлением новых функций. Каждая итерация включает в себя все шаги разработки: планирование, проектирование, реализацию и тестирование. Инкрементная модель также позволяет вносить изменения в требования между итерациями и обеспечивать гибкость в процессе разработки. Принципы инкрементной модели:

  • разработка ведется поэтапно, с постепенным наращиванием функциональности;
  • каждый инкремент представляет собой законченный и рабочий продукт;
  • новые возможности добавляются в каждом последующем инкременте;
  • тестирование и интеграция происходят параллельно с разработкой каждого инкремента.

Преимущества инкрементной модели:

  • возможность быстрой доставки первых версий продукта клиенту;
  • гибкое реагирование на изменения требований;
  • равномерное распределение рисков на протяжении всего проекта;
  • возможность получения ранней обратной связи от заказчика.

Во многом преимущества Agile и инкрементной модели схожи, но первая выигрывает по скорости, гибкости и простоте контроля за процессом. Она предполагает минимум излишеств и максимум адаптивности. Однако определить конечную стоимость проще для инкрементной модели, потому что меньшее число переменных может изменяться в ходе работы.

Сферы применения Agile

Гибкость и адаптивность востребованы далеко не только в ИТ. Примеры применения в других отраслях:

  • Маркетинг: используется для управления рекламными кампаниями, репутацией, для тестирования и внедрения новых решений. Agile помогает оперативно реагировать на меняющиеся тренды и новостной контекст, оптимизировать рекламные бюджеты, а прозрачность процессов улучшает взаимодействие с другими командами.
  • Строительство: помогает командам лучше справляться с часто меняющимися условиями и требованиями, делает взаимодействие между подрядчиками, заказчиками и поставщиками более гладким.
  • Образование: нужен для разработки и реализации учебных программ, для внесения изменений на основе обратной связи обучающихся, для организации командных студенческих работ.
  • Производство: помогает компаниям управлять созданием новых товаров, оптимизацией поставок, улучшением координации между отделами и поставщиками.
  • Здравоохранение: помогает с внедрением новых технологий, реорганизацией процессов, медицинскими исследованиями и разработкой клинических путей.

Заключение

В конечном счете Agile не просто методология; это менталитет, который поддерживает инновации, приветствует изменения и стремится к постоянному улучшению процессов и продуктов. Применение Agile может изменить подход к управлению в любой отрасли, создавая более прозрачную и клиентоориентированную культуру. Однако это не универсальный молоток, а скорее скальпель, который подойдет не каждой команде и проекту.