Включите исполнение JavaScript в браузере, чтобы запустить приложение.

Что такое Scrum-методология

29 авг 2024
В данной статье мы подробно расскажем про методологию гибкого управления проектами Scrum. Основные принципы scrum-методологии: преимущества и недостатки методики. Расскажем, как внедрить методы Scrum и набрать команду разработки на принципах гибкого управления — в статье Gitverse.ru

Что такое Scrum?

Scrum — популярная методология разработки программного обеспечения, которая направлена на достижение гибкости процесса. Расскажем о ней подробнее.

Зачем использовать методологию Scrum в своих проектах

Этот метод разработан для быстрой разработки сложных инновационных продуктов, аналогов которых пока что нет на рынке. Когда нет готового продукта, есть только идея, возможно, какие-то рабочие прототипы, никто не может предоставить четкий план, куда двигаться в процессе разработки. Каждый выдвигает свои гипотезы, которые требуют проверки у реальных клиентов. Подход помогает постепенно преодолевать любые сомнения, двигаясь маленькими итерациями.

Раньше в сфере разработки программного обеспечения использовался принцип «водопада». Работа над продуктом велась по следующей схеме:

  • определение требований;
  • планирование всего проекта от начала до конца;
  • написание кода;
  • тестирование.

Разработчики согласовывали план с клиентом и строго следовали техническому заданию. По завершении работы над продуктом его тестировали, но уже нельзя было ничего изменить. В случае обнаружения ошибок приходилось начинать все заново, что приводило к увеличению сроков выполнения проекта.

Однако все изменилось, когда группа новаторов решила пересмотреть подход. Они изучили успешные примеры, где разработчики соблюдали сроки, а потом достигали нужных им результатов. Оказалось, что гибкость процесса была ключом к успеху. В результате появилась методология Scrum.

Преимущества методологии Scrum

Scrum обеспечивает ряд выгод как для сотрудников конкретного отдела или проекта, так и для всей компании. Рассмотрим достоинства этой методологии:

  • команда дробит свою работу на небольшие циклы, в каждом из которых определяются цели и методы их достижения.
  • параллельное выполнение нескольких задач приводит к оперативному достижению целей.
  • большие задачи декомпозируются на подзадачи, что облегчает внесение изменений в режиме реального времени, в отличие от каскадной модели.
  • уменьшается время, затраченное на поиск ошибок и разъяснение проблем.
  • финансовые риски сводятся к минимуму.
  • каждый участник оказывается четко осведомлен о своих обязанностях, что способствует повышению ответственности.
  • обмен информацией происходит открыто, что обеспечивает максимальную прозрачность любых действий.
  • поддерживается мотивация за счет ежедневной видимости индивидуальных успехов.

Недостатки использования

Scrum считается достаточно рациональным подходом, обеспечивающим эффективное взаимодействие между разработчиками и клиентом. Обе стороны при этом достигают своих целей. Но все равно у этого метода есть свои ограничения:

  • успех проекта в значительной мере зависит от квалификации скрам-мастера (организатора процесса), навыков других участников команды, их преданности делу.
  • сложно адаптировать метод под конкретную сферу деятельности компании, так как существуют проекты, где необходим плановый подход.
  • нужна постоянная коммуникация с заказчиком, что иногда замедляет процесс из-за сложности получения обратной связи.
  • внедрение в масштабные сложные проекты может стать непростой задачей, так как метод больше подходит для небольших проектов.

Принципы Scrum-методологии

Scrum всегда сфокусирован на запросах клиента. Главное — обеспечить своевременный доступ к желаемой разработке, но одновременно избежать лишних трат. Для этого нужно соблюдать несколько важных принципов.

1. Работа в коротких циклах (спринтах).

Итерации планируются по одному спринту, а не на весь проект сразу. В каждом спринте команда фокусируется на разработке полностью завершенной части продукта.

2. Гибкость и адаптивность.

Процесс разработки и сам продукт регулярно тестируются. Если что-то идет не так, команда готова адаптироваться, изменяя стратегию либо пересматривая бэклог.

3. Участие клиента и пользователей.

Клиент активно участвует в разработке через роль владельца. Пользователи также привлекаются к процессу тестирования практически с самого начала. После первоначального тестирования им предоставляется доступ к продукту, а владелец собирает обратную связь, что позволяет улучшать результат.

4. Коллективное взаимодействие.

Команда — группа людей, работающих вместе для достижения общей цели. Каждый ее член стремится к успеху проекта, действуя в едином порыве.

Scrum-команды

Обычно в команде участвует 5-9 человек. Иногда встречаются сообщества из трех участников. При большем числе людей взаимодействие становится сложнее, что может препятствовать эффективности разработки, снижать продуктивность.

Состав команды

Владелец. Представляет интересы продукта, играет роль посредника между клиентом, разработчиками и пользователями. Иногда эту роль может выполнять сам клиент.

Scrum-мастер. Это человек, специально приглашенный для руководства. Он не управляет, а следит за соответствием принципам выбранной методологии. Задача мастера — не диктовать, не выполнять всю работу за всех, а помогать, направлять, решать проблемы, которые могут замедлить процесс разработки.

Разработчики. Лучше, чтобы в команде были специалисты с разными навыками. Сообщество из 5–9 разработчиков берет на себя реализацию всего проекта от начала до конца. Каждый небольшой коллектив работает над своим продуктом.

Принципы работы Scrum-команды

Для успешной работы по выбранной методологии необходимо соблюдать три основных принципа:

  • непрерывное улучшение — этот процесс оказывается возможным благодаря постоянному развитию каждого участника.
  • автономия — каждый участник отвечает за свою часть работы, а заодно за общий результат проекта, обладая свободой действий в рамках назначенных обязанностей.
  • универсальность — команда обладает всеми необходимыми навыками для решения задач, что обеспечивает ее целостность, тем самым способствуя росту эффективности.

Процесс работы Scrum-команды

Командное взаимодействие по методологии Scrum проходит через несколько этапов:

1. Планирование бэклога спринта.

Каждый спринт начинается с совместного планирования. Мастер, владелец продукта и остальные участники выбирают задачи из бэклога на текущий цикл, а затем определяют цели спринта.

2. Scrum-митинг.

Ежедневное короткое общее совещание. Его продолжительность обычно не превышает 15 минут. Каждый отвечает на три вопроса: что было сделано с момента последнего совещания, что он будет делать, какие проблемы возникли. Мастер помогает команде преодолевать проблемы.

3. Scrum-доска.

Команда использует доску со стикерами разных цветов, где отображается весь процесс разработки проекта. Доска разделена на разделы: «Что нужно сделать», «В работе», «Сделано». Это помогает каждому участнику внимательно следить за ходом событий.

4. Реагирование на проблемы.

Если кто-то из сотрудников сталкивается с проблемами или не укладывается в график спринта, он информирует владельца продукта. Владелец заново распределяет задачи по времени. Если коллектив быстро завершает задачи, можно взять что-то из бэклога.

5. Обзор результатов.

По завершении спринта команда представляет работающую версию продукта, разработанного в рамках спринта. Каждый участник может высказать свое мнение.

Как внедрить Scrum-методологию в свой проект

Сейчас методология находится на пике популярности, потому вопросов о ее эффективности почти не возникает. Однако каким образом внедрить ее правильно, чтобы значительно улучшить продуктивность и качество конечной разработки?

На первый взгляд, все просто. Однако есть несколько важных шагов, которые следует последовательно выполнить:

1. Тимбилдинг

Это первоочередной фундаментальный этап. Качество будущего продукта непосредственно зависит от согласованной работы всех участников. Однако собрать кросс-функциональную команду сложно.

2. Назначение владельца продукта

Владелец может быть заказчиком или представителем компании-клиента. Ему поручается взаимодействие с пользователями на всех этапах разработки.

3. Выбор Scrum-мастера

Мастер играет ключевую роль в коммуникации. От его опыта зависит комфорт всех участников процесса. Необходим человек, который хорошо осведомлен о методологии не только теоретически.

4. Составление списка требований

Прежде чем приступить к разработке, важно определить и согласовать список требований. Этот документ становится техническим заданием, направляющим весь процесс.

5. Планирование спринта

Разделение всей деятельности на периоды. Планирование каждого спринта позволяет сосредоточиться на ближайших задачах, а не на всем процессе разработки сразу.

6. Постоянный анализ и оценка результатов

По итогам спринта важно тщательно анализировать его результаты. Переход к следующему спринту происходит только при удовлетворении всех результатов предыдущего.

Аналоги

Среди аналогичных подходов популярны Agile и Kanban. Разберем их сходства и отличия.

Kanban и каскадная модель

Kanban — методология, основанная на принципе баланса. Ее цель заключается в достижении равновесия между разными специалистами внутри команды. Важно предотвратить ситуации, когда одни участники (например, дизайнеры), перегружены работой, когда другие (скажем, разработчики), жалуются на отсутствие новых задач.

В Kanban вся команда работает как единое целое, без выделения ролей владельца или скрам-мастера. Бизнес-процесс разбивается на конкретные этапы решения задач, такие как «Планируется», «Разрабатывается», «Тестируется», «Завершено», вместо использования универсальных спринтов.

Основной показатель эффективности в Kanban — это среднее время, затраченное на решение задачи от начала до конца. Быстрое завершение задачи свидетельствует о высокой продуктивности и согласованной работе команды. Если задача затягивается, необходимо анализировать причины задержек на каждом этапе и оптимизировать работу соответствующих участников. 

Сравнение Agile и Scrum

Agile представляет собой методологию, принципы которой современные компании используют как основу для своего развития. Среди инструментов Agile отдельно выделяется Scrum, который является структурным подходом, а потому часто используется в корпоративной практике.

Суть Scrum заключается в формировании универсальных проектных команд с самого начала, включающих в себя разработчиков, дизайнеров, других необходимых участников. Это подходит для исключения формальных барьеров между отделами компании. В настоящее время этот подход широко распространен, активно используется в ИT-сфере, и пока что его популярность не ослабевает с годами.