Включите исполнение JavaScript в браузере, чтобы запустить приложение.
20 ноя 2024

Мультитаскинг: мастерство многозадачности в современности

Многозадачность — навык, который может повышать продуктивность или снижать эффективность. Узнайте, как правильно использовать мультитаскинг и избежать его вреда в работе и повседневной жизни.

Мультитаскинг: что это такое и почему он важен

Мультитаскинг, или многозадачность — это навык, предполагающий выполнение нескольких задач одновременно. Однако если речь идет о рабочих задачах, то чаще под мультитаскингом подразумевают быстрое переключение между ними.

Влияние многозадачности на эффективность работы

Часто многозадачность считается показателем хорошего сотрудника, а иногда этот навык даже включен в требования вакансий. При этом большинство исследований говорят о том, что выполнение нескольких дел одновременно отрицательно сказывается на результате работы. Для того чтобы мультитаскинг не ухудшал качество работы, нужно понимать, для каких дел его можно применять и знать о практиках, позволяющих применять его эффективно.

Какие навыки необходимы для успешного мультитаскинга

Чтобы человек мог эффективно работать в режиме многозадачности, он должен иметь следующие навыки и качества:

  • способность расставлять приоритеты;
  • навыки тайм-менеджмента;
  • умение удерживать фокус;
  • стрессоустойчивость.

Плюсы и минусы работы в режиме многозадачности

Когда многозадачность помогает достичь цели

Мультитаскинг — это полезная практика, если речь идет о небольших делах, не требующих глубокого погружения. Например, дизайнер в IT-компании может отвечать на рабочие письма во время обсуждения технических аспектов создаваемого приложения. Но если он будет отвлекаться на разбор электронной почты во время отрисовки макетов этого приложения, то качество работы может пострадать.

Потенциальный вред от работы в режиме мультитаскинга

Работа в режиме многозадачности, особенно если это становится ежедневной практикой, может принести и негативные последствия:

  • потеря концентрации и качества выполнения задач. Переключаясь на новую задачу, людям нужно время на то, чтобы вовлечься в нее, из-за чего неизбежно падает концентрация. Во-первых, общее время выполнения работы от этого становится больше, а во-вторых, это может стать причиной ошибок. Совокупность этих проблем снижает качество выполняемой работы;
  • перманентный стресс. Специалист, работающий в режиме мультитаскинга не только выполняет несколько задач одновременно, но и думает о них, а также непрерывно рассчитывает, хватит ли ему времени. Все это чревато ощущением постоянного стресса, что приводит к усталости, профессиональному выгоранию, а в некоторых случаях — к ухудшению самочувствия и проблемам со здоровьем.

Как развивать навыки многозадачности: советы и техники

Умение расставлять приоритеты и планировать

Расстановка приоритетов — это ключ к успешной работе в режиме мультитаскинга. Но сначала нужно создать список из всех дел: именно они затем будут распределены от наиболее к наименее важным.

Существует несколько методов для определения приоритета:

  • «съесть лягушку» — человеку необходимо найти самое сложное, большое дело и выполнить его в первую очередь;
  • АБВГД — каждому делу присваивается важность: А — наиболее важное, Д — наименее важное, а затем дела выполняются в соответствии с их приоритетом: в первую очередь с буквами А и Б, в последнюю — с буквами В, Г и Д;
  • матрица Эйзенхауэра — этот метод подразумевает деление задач на срочные и важные (их нужно сделать в первую очередь), срочные и неважные (можно делегировать), несрочные и важные (необходимо планирование), несрочные и неважные (пока на них можно не обращать внимания).

Практические методы улучшения фокусировки при работе с несколькими задачами

Снижение концентрации часто бывает вызвано усталостью. Чтобы ее избежать, стоит делать перерывы с определенным интервалом. Например, «метод помидора» подразумевает чередование концентрации на протяжении 25 минут и пятиминутного отдыха; 

Для лучшей концентрации необходимо обеспечить тихое и комфортное рабочее место, отключить звонок, звуки уведомлений на телефоне.

Как сохранить баланс между многозадачностью и фокусом

Снижение концентрации — это основная проблема мультизадачности, но существует несколько практик, позволяющих ее избежать.

Определение времени для моно- и многозадачности

Рабочий день можно разбить на две части: в одной из них человек занимается тяжелыми задачами, требующими полного погружения, а во второй — выполняет менее важные и трудные задачи, для которых не столь значима полная концентрация.

Советы по поддержанию продуктивности без стресса

Одна из причин стресса при работе в режиме мультитаскинга — это переживания о нехватке времени. Чтобы их избежать, необходимо планирование задач — для этого можно использовать ежедневник или специальные приложения-планеры.

Во время работы следует делать перерывы — можно прерываться даже на 5 минут, однако в этот момент человек должен полностью расслабиться и не думать о предстоящих задачах.

Также лучше соблюдать общие рекомендации по снижению уровня стресса. Здесь достаточно много вариантов:

  • регулярный отдых, как пассивный, так и активный;
  • качественный и полноценный сон;
  • занятия хобби — стресс хорошо снимает рисование и другие творческие занятия;
  • физическая активность;
  • медитации;
  • общение с близкими и друзьями, взаимодействие с питомцами;
  • прогулки на свежем воздухе.